Воскресенье
22.12.2024
17:49
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Словесник
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [2]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

ЦОР на уроках русского языка и литературы

Цифровые образовательные ресурсы на уроках русского языка и литературы как показатель профессионализма педагога

 

Урок XXI века… Сколько новых требований предъявляется учителю в связи с изменениями, произошедшими в жизни общества и прежде всего в субъекте учебного процесса - ученике. Из года в год подростки меняются, другими становятся стиль общения, кумиры, круг чтения. Кто бы мог себе представить еще несколько лет назад школьника, читающего Пушкина с экрана компьютера, или учителя, проверяющего "скачанные" из Интернета сочинения. И ученики, и мы стали по-другому мыслить и воспринимать мир. Изменилась роль учителя, мы теперь для учащихся далеко не единственный источник информации, главное нам не отстать в своем развитии, идти в ногу со временем, а значит, и с учениками… 

Как же быть в этой ситуации учителю, как увлечь учеников, как научить их воспринимать литературу личностно, через произведение познавать и самих себя? Учитель с учебником и багажом знаний оказывается отодвинутым на задний план потоком информации, обрушившейся на учеников из Сети. Следовательно, перед нами встает задача: освоить ИТ, сделать помощником.  А это возможно только в том случае, если будешь с Интернетом на «ты», т.е, использование ресурсов ФЦИОР, http://eor.edu.ru, http://school-collection.edu.ru, http://edu.ru, http://www.edu.ru, адоптированных к школьным курсам, рассчитанных на пользование школьными учителями. 

Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Задача школы - не только сообщение определённой суммы знаний обучающимся, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и обогащению знаний и умений, применения их в своей практической деятельности.

Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока…. А ведь ещё известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «…ученье, лишённое всякого интереса…убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт». Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы активно используются информационные технологии.

По типу информации:

•      электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);

•      электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);

•      электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);

•      электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);

•      электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).   

 

Преимущества ЦОР: 1) принципиально новый уровень наглядности; 2) интерактивность; 3) опора на коммуникативно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы.

Уроки литературы и русского языка обладают своей спецификой - это общение на уроке "глаза в глаза", погружение в мир автора, и использование КТ может нанести вред, если их применение станет самоцелью. Прежде всего, нельзя забывать, что обучение ведется по модели: учитель - диалог на основе текста - ученик. И компьютер может всего лишь разнообразить форму этого диалога. Использование материалов Интернет позволяет расширить культурный кругозор учащихся, "вписать" произведения в контекст времени.

У учителя есть возможность выбора наиболее подходящих и доступных ему средств ИКТ для организации урока. Например, при подготовке к урокам языка и литературы используются информационно-обучающие средства чаще всего с текстовой информацией (энциклопедии, словари, хрестоматии),  при проведении уроков - средства с визуальной информацией (фотографии, иллюстрации, схемы). На уроках литературы добавляются средства с аудио- и видеоинформацией. 

Я хочу поделиться своим небольшим опытом по использованию ИКТ на уроках. Данный перечень не претендует на законченность, но является определенным слепком накопленного учительского опыта. Все перечисленные выше типы и виды уроков могут использоваться как в отдельности, так и в смешанном виде.

1. Анимированные схемы, таблицы. Основная сфера применения – занятия повторительно-обобщающего характера. Это вариант презентации, рекомендуемый при проведении занятий, связанных с систематизацией какого-либо материала. Используя в качестве фонового рисунка изображение, характерное для изучаемой темы, учитель выводит на слайд незаполненную таблицу поэтапно.  Эффективные схемы, таблицы даны в коллекции ЭОРов, ЦОРов. 

2. Анализ картины (кстати, с успехом применяется и на уроках литературы, и русского языка, и МХК).  Презентация, «героиней» которой является одна картина. 

3.  Тестирование. Вариант, который также может быть рекомендован при проведении уроков закрепления материалов. 

4.  Рабочая тетрадь и УМК для самостоятельной работы ученика (пособие для подготовки к ЕГЭ, комплекс очень мобильный: его можно постоянно пополнять).

5. «Своя игра». Вариант «игрового» проведения обобщающего урока. Стартовый слайд визуально напоминает табло популярной телеигры. От него происходит переход на слайд с конкретным вопросом. Затем  – слайд с правильным, откомментированным ответом.

6.  «Виртуальная книга» может быть составной частью любой презентации.

7. Использование готовых компьютерных программ. Например, Виртуальная Школа Кирилла и Мефодия предлагает программный комплекс, содержащий теоретический и практический материал.

8. Введение в урок готовых образовательных продуктов (ЦОРы, ЭОРы, телешкола, ресурсы Единого образовательного окна). Эти ресурсы можно вводить на любом этапе урока, их также можно давать детям как дополнительный материал. Очень удобно использовать ЭОРы детям, которые по какой-либо причине пропустили уроки. Плюс в использовании ЭОРов – это разновозрастные задания, работа в режиме on-line.

Мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов. Определенный перечень устной, наглядной, текстовой информации превращает слайд в учебный эпизод. Учитель стремиться превратить каждый из эпизодов в самостоятельную дидактическую единицу.

 

 

В наши дни огромный выбор ЦОР по русскому языку и литературе. Особое внимание заслуживают мультимедиа-пособия для средней школы из серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» - «Уроки Кирилла и Мефодия», разработанные в соответствии с государственным стандартом образования РФ. Их цель – помочь ученикам освоить курсы на базовом или повышенном уровне, закрепить и систематизировать полученные знания. Применение современных мультимедиа-технологий, разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала стимулирует познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся. В данном пособии содержатся не только основополагающие знания по изучаемому курсу, энциклопедические и хрестоматийные статьи, но и интерактивные тренажеры, с помощью которых происходит отработка умений и навыков, проверка знаний по отдельным частям урока, уроку целиком, теме. Результаты тестирования каждого обучающегося заносятся в дневник успеваемости и отслеживаются, что позволяет осуществлять в работе личностно-ориентированный подход.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что систематическое и целенаправленное использование ЦОР на уроках русского языка и литературы повышает заинтересованность учащихся в обучении. Следовательно, будет повышаться и качество знаний по предмету.

Таким образом, еще раз хотелось бы подчеркнуть, что применение электронных обучающих средств на уроках обеспечивает:

·       экономию времени при объяснении нового материала;

·       представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;

·       воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;

·       дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности восприятия материала;

·       постоянный оперативный контроль усвоения материала учащимися.

 

Это в целом стимулирует разнообразие творческой деятельности учащихся, дает возможность увеличения объема информации, воспитывает навыки самоконтроля, повышает интерес к предмету.

В своей работе я использую готовые программные продукты (прикладное программное обеспечение по русскому языку «Фраза», информационный интегрированный продукт «КМ-школа», программный продукт «1С: Образование»: Морфология.Орфография. 5-6 классы, электронные приложения к слайд - комплектам по литературе для 9 - 11 кл. (Центр "Планетариум", Москва), Интернет – ресурсы,  текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала, разработанные мной для уроков и созданные самими обучающимися.

 

1.2. Использование ИКТ в образовательном процессе

 

Использование компьютера в педагогической деятельности позволяет повысить степень наглядности при изложении учебного материала, при наличии обратной связи осуществлять коррекцию ошибок при выполнении проверочных или практических работ, его возможности способствуют систематизации, структуризации учебного материала, моделированию учебного процесса и т.д. Современный урок ценен не столько получаемой на нем информацией, сколько обучением в ходе его приёмам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажа знаний, презентации результатов собственной деятельности.

Уроки русского языка и литературы с компьютерной поддержкой являются наиболее интересным и важным показателем внедрения ИКТ в учебный процесс. На уроках применяются следующие приёмы применения компьютерных технологий:

1. Компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний учащихся.

2. Медиатексты в электронном формате (поэтич. текст, прозаич. эпизод-анализ…)

3.Создание слайдов с текстовым изображением. Ученики, используя словари, энциклопедии, представленные на дисках, создают слайды по следующим разделам:

- словарно-орфографическая работа;

- работа с литературной статьей;

-обзор творчества поэта, писателя;

- изучение любого раздела языка и т.д.

4. Использование учителем при объяснении учебного материала новейшей информации, заимствованной из сети ИНТЕРНЕТ.

5. Интернет-олимпиады.

6. Выполнение творческих и научно-исследовательских работ на персональном компьютере с возможностью проверки этих работ учителем и для дальнейшего использования данного материала в учебном процессе.

7. Компьютерная демонстрация мультимедийного урока или отдельной его части.

8. Защита  реферата в виде презентации…

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Март (20.06.2013)
Просмотров: 3510 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3 Seo-Ul-Dum  
0
Мы команда специалистов по поисковой оптимизации, занимающихся увеличением трафика и улучшением рейтинга вашего сайта в поисковых системах.
Мы добились впечатляющих результатов и желаем поделиться с вами нашими знаниями и навыками.
Какие услуги мы предоставляем:
• <a href=https://seo-prodvizhenie-ulyanovsk1.ru/>сколько стоит разместить рекламу в интернете</a>
• Исчерпывающая оценка вашего сайта и разработка индивидуальной стратегии продвижения.
• Повышение эффективности контента и технических аспектов вашего сайта.
• Регулярный анализ результатов и мониторинг вашего онлайн-присутствия для его улучшения.
Подробнее <a href=https://seo-prodvizhenie-ulyanovsk1.ru/>https://seo-prodvizhenie-ulyanovsk1.ru/</a>
Клиенты, с которыми мы работаем, уже видят результаты: увеличение трафика, улучшение рейтинга в поисковых системах и, конечно, увеличение прибыли. Мы можем предоставить вам бесплатную консультацию, для обсуждения ваших потребностей и разработки стратегии продвижения, соответствующей вашим целям и бюджету.
Не упустите возможность увеличить прибыль вашего бизнеса в онлайн-мире. Обратитесь к нам прямо сейчас.

2 ppu-prof_pr  
0
Наша бригада профессиональных мастеров предоставлена предложить вам актуальные системы утепления, которые не только ассигнуруют устойчивую безопасность от прохлады, но и подарят вашему жилищу изысканный вид.
Мы функционируем с последовательными строительными материалами, сертифицируя продолжительный время использования и выдающиеся результирующие показатели. Изоляция внешнего слоя – это не только сбережение на тепле, но и внимание о экологической обстановке. Энергоспасающие технологии, каковые мы используем, способствуют не только твоему, но и сохранению экосистемы.
Самое важное: <a href=https://ppu-prof.ru/>Утепление фасадов частных домов цена</a> у нас стартует всего от 1250 рублей за м2! Это бюджетное решение, которое превратит ваш дом в истинный уютный локал с небольшими издержками.
Наши пособия – это не исключительно изоляция, это разработка поля, в где всякий компонент отражает ваш уникальный стиль. Мы берем во внимание все все ваши желания, чтобы воплотить ваш дом еще еще более комфортным и привлекательным.
Подробнее на <a href=https://ppu-prof.ru/>http://ppu-prof.ru/</a>
Не откладывайте занятия о своем доме на потом! Обращайтесь к экспертам, и мы сделаем ваш жилище не только теплее, но и более элегантным. Заинтересовались? Подробнее о наших услугах вы можете узнать на веб-ресурсе. Добро пожаловать в сферу уюта и качества.

1 ppu-prof_Law  
0
Забота о жилье - это забота о радости. Теплосберегающая облицовка - это не только модный облик, но и гарантия сохранения тепла в вашем удобном уголке. Наш коллектив, наша команда профессионалов, предлагаем вам переделать ваш дом в идеальное место для жизни.
Наши дизайнерские решения - это не просто тепловая обработка, это творческое воплощение с каждым шагом. Мы предпочитаем гармонии между эстетикой и функциональностью, чтобы ваше жилье стало не только пригодным для жизни, но и очаровательным.
И самое важное - приемлемые расходы! Мы полагаем, что высококачественные услуги не должны быть неприемлемо дорогими. <a href=https://ppu-prof.ru/>Цена м2 утепление фасада дома</a> начинается всего по цене от 1250 рублей за квадрат.
Применение современных технологий и материалов высокого качества позволяют нам создавать теплоизоляцию, которая долго служит и надежна. Позабудьте о проблемах с холодом стен и избежите дополнительных расходов на отопление - наше утепление станет вашим надежным барьером от холода.
Подробнее на <a href=https://ppu-prof.ru/>http://ppu-prof.ru/</a>
Не откладывайте на потом заботу о благополучии в вашем доме. Обращайтесь к профессионалам, и ваше жилище превратится настоящим художественным творчеством, которое принесет вам тепло и удовлетворение. Вместе мы создадим комфортабельное жилье, где вам будет по-настоящему комфортно!

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz